Защита потребителей от небезопасных отопительных приборов

21 декабря 2015 г
Защита потребителей от небезопасных отопительных приборов

 

Пресс-релиз от 17.12.2015

 

В Общественной палате обсудили, как защитить граждан

от небезопасных радиаторов

В связи с многочисленными жалобами граждан на работу систем отопления в Общественной палате РФ 15 декабря 2015 года прошли слушания на тему «Защита потребителей от некачественных и небезопасных отопительных приборов». Более ста участников и регуляторов рынка систем отопления обсудили качество радиаторов, представленных в торговых сетях России. Ключевую идею слушаний озвучил сенатор Сергей Шатиров: «Если на рынке будут понятные и равные для всех правила игры, потребитель от этого только выиграет».

Председатель Комиссии Общественной палаты по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Игорь Шпектор отметил, что в Общественную палату поступают многочисленные жалобы на недостаточный обогрев квартир. Причиной того, почему люди мерзнут в своих домах, могут быть ошибки при проектировании домов, возникающие из-за неверно указанных данных о теплоотдаче в документах на радиаторы отопления, считает Игорь Шпектор.

Общественная палата предложила осуществлять контроль за соблюдением соответствия заявленных и действительных параметров радиаторов отопления, ключевыми из которых являются теплоотдача и прочность. «Для проверок радиаторов мы можем подключить комиссии общественных палат регионов и городов Российской Федерации. Это тот потенциал общественного контроля, который мы постараемся задействовать в интересах безопасности и качества жизни граждан», - заявил член Общественной палаты Артем Кирьянов.

По мнению депутата Государственной Думы Александра Сидякина, необходимо собрать доказательства введения в заблуждение граждан относительно потребительских свойств радиаторов и инициировать исковые заявления против недобросовестных производителей и поставщиков.

Член Совета Федерации, председатель Наблюдательного совета АПРО Сергей Шатиров подчеркнул, что и для производителей, и для потребителей основную угрозу представляет незаконный оборот промышленной продукции. «В первую очередь, опасность исходит от того бизнеса, который сегодня покупает радиаторы отопления за рубежом, окрашивает их, меняет коробки и ставит лейбл «Россия». Кроме того, есть угроза «серого» импорта, когда ввозится оборудование, которое не соответствует никаким принципам безопасности в наших домах и на наших предприятиях», - отметил сенатор.

Производители радиаторов обеспокоены отсутствием обязательных стандартов, предъявляемых к отопительным приборам на строительных объектах. Генеральный директор ЗАО «Рифар» Александр Лобач считает, что «есть нормативы, которые на сегодняшний день никому не нужны, они не действуют. Проектанты на них не ссылаются. Согласно Минстрою, проектировщик зданий и сооружений не обязан пользоваться стандартами на радиаторы отопления. Он может устанавливать то, что заблагорассудится. Согласно санитарным нормам, наши ГОСТы на самом деле ничего не регламентируют».

Представитель владимирского завода-производителя радиаторов Faral Rus-Campo Di Calore Петр Смирнов отмечает: «Мы, отечественные производители, не просим для себя каких-либо особых условий или преимуществ. Мы просто хотим честных и равных условий конкуренции на рынке, а также того, чтобы продукция была безопасной для потребителей». Заместитель генерального директора ОАО «Фирма Изотерм» Александр Серветник представил взгляд питерского производителя конвекторов на проблемы по контролю качества: «В России слабая законодательная нормативная и технологическая база в отношении конвекторов. Необходимо пересмотреть имеющиеся стандарты, СНИПы, предусматривающие технические условия производства. Учесть опыт и методики Европейского союза». Директор завода радиаторов ОАО «НИТИ Прогресс» Сергей Стыценко также выдвинул предложение по регулированию рынка: «Нужно обязательно принять единое требование: если радиаторы продаются на территории России, все должны проходить испытания именно по ГОСТу».

Генеральный директор испытательной лаборатории «Витатерм», ведущий российский эксперт по испытанию радиаторов отопления Виталий Сасин считает, что существующий ГОСТ на отопительные приборы необходимо дополнить требованиями по прочности и теплоотдаче.

Исполнительный директор Ассоциации производителей радиаторов отопления АПРО Александр Квашнин презентовал результаты проверки алюминиевых и биметаллических радиаторов. Представители АПРО посетили 50 торговых центров и строительных гипермаркетов в 14 городах России и проверили, соответствует ли вес продукции указанному на упаковке и в сопроводительных документах. В итоге из 300 взвешенных радиаторов 60 различных моделей 30 марок более чем в 80% случаев было выявлено несоответствие веса. В связи с этим АПРО обратилась к Роспотребнадзору с инициативой: «Просим вас провести массовую независимую проверку основных марок радиаторов, представленных на российском рынке. Не важно, где произведены эти радиаторы – в России, Китае, Италии или Германии. Важно, безопасны ли они для потребителя и не вводят ли в заблуждение относительно своих потребительских свойств». По мнению АПРО, в создании добросовестных, конкурентных и прозрачных условий на рынке систем отопления заинтересованы все – и потребители, и производители, и поставщики, и дистрибьюторы.

Белорусский производитель алюминиевых и биметаллических радиаторов «Мисот» Николай Саливончик рассказал о положении дел на рынке отопительных приборов Республики Беларусь: «Сложилась уникальная ситуация, когда один и тот же радиатор имеет два разных значения теплоотдачи: один – для всего мира, второй – только для Беларуси. Имеются случаи, когда декларируется производитель из Европы, а радиаторы поставляются из стран Юго-Восточной Азии».

Также на слушаниях выступил представитель итальянского производителя радиаторов отопления Global Роман Шидлаускас. Он рассказал, какие выводы были сделаны в ходе проведенного исследования рынка: «К сожалению, на сегодняшний день производители, независимо от своей территориальной принадлежности, будь это Италия, Белоруссия, Китай или Россия – все находятся в одних и тех же условиях: на рынке, который существует без правил». На это есть веские причины: практически полное отсутствие действующих нормативных актов по производству радиаторов, а также отсутствие у потребителей возможности проверять соответствие заявленных характеристик действительным при покупке отопительных приборов.

Эксперты на протяжении нескольких лет отмечают постоянное снижение качества продукции. Коммерческий директор «Русклимат-Термо» Виктор Давыдов видит ряд причин, почему в гонке за ценой неизбежно страдает качество и безопасность продукта: «В первую очередь, в этом заинтересованы комплектовщики, которым выгоднее закупать недорогой продукт. Во-вторых, «дикие монтажники», которые работают по принципу «установил и поменял номер телефона».  Наконец, это центры сертификации зарабатывают на выдаче документов и по факту не осуществляют проверок отопительных приборов».

Участники слушаний пришли к выводу, что первоочередными мерами по защите потребителей должны стать введение обязательной сертификации и установление четких требований к качеству радиаторов отопления, а также предоставление отечественным производителям преференций при участии в государственных закупках.

Член Общественной палаты Артем Кирьянов рассказал о мерах, которые уже были приняты в отношении некачественных отопительных приборов: «Мы направили ряд запросов в Генпрокуратуру и Роспотребнадзор по проблематике учета происшествий с радиаторами, по профилактической и информационно-просветительной работе с гражданами, поскольку у нас отсутствует реальная система информирования граждан о тех последствиях, к которым может привести покупка дешевых некачественных радиаторов». Кирьянов выразил пожелания к сотрудничеству по данному вопросу Росаккредитации, Федеральной таможенной службе и Роспотребнадзору.

По результатам слушаний и предварительно проведенной работы по оценке качества представленных на российском рынке отопительных приборов разработаны рекомендации, которые будут направлены в профильные государственные органы. Их реализация позволит защитить граждан от небезопасных радиаторов, а производителей – от недобросовестной конкуренции.

 

Контакты:

Исполнительный директор АПРО Александр Квашнин, тел. 8 (495) 150-34-95, e-mail: kvashnin@aproea.ru

Пресс-секретарь АПРО Татьяна Самодурова, тел. 8 (925) 729-03-40, e-mail: pressapro@inbox.ru

 

 

ПРОЕКТ

 

РЕКОМЕНДАЦИИ
Комиссии по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Общественной палаты Российской Федерации
по результатам проведения 15 декабря 2015 г. слушаний по теме:

 «Защита потребителей от небезопасных и

некачественных отопительных приборов»

 

Обсудив с участием членов Общественной палаты Российской Федерации, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации,  Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества, участники слушаний отмечают:

В последнее время, с учетом начала отопительного сезона, на горячую линию Общественной палаты поступают многочисленные жалобы граждан на недостаточность уровня обогрева квартир.

Кроме того, по информации из открытых источников, с началом отопительного сезона резко возрастает количество аварий систем отопления.

Принимая во внимание суровые климатические условия Российской Федерации, внутридомовое отопление, неотъемлемой частью которого являются радиаторы отопления, имеет особое значение для обеспечения здоровья и нормальной жизнедеятельности всех жителей страны.

Следует отметить, что Ассоциацией производителей радиаторов отопления «АПРО» проведена акция по проверке качества и безопасности алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления в целях защиты прав потребителей.

В ходе акции были зафиксированы многочисленные случаи введения потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления (вес, теплоотдача, место нахождения изготовителя).

Так, была проведена проверка качества более 300 алюминиевых
и биметаллических радиаторов отопления (60 моделей, 30 марок), представленных в 50 торговых точках в 14 городах Российской Федерации (строительные гипермаркеты, торговые центры) путем их взвешивания.

По результатам проверки масса 83,3% радиаторов отопления
(50 из 60 моделей) не соответствовала весу, заявленному на упаковке и
в сопроводительной документации. В то же время масса радиаторов отопления влияет на теплоотдачу и срок службы радиаторов, а также
на их безопасность (герметичность при избыточном давлении воды).

Кроме того, по инициативе Ассоциации производителей радиаторов отопления «АПРО» аккредитованной лабораторией были проведены испытания на предмет соответствия 9 моделей алюминиевых и биметаллических секционных радиаторов отопления заявленным характеристикам и ГОСТ 31311-2005 «Приборы отопительные. Общие технические условия».

По результатам проведения испытаний установлено, что ни один
из девяти образцов секционных радиаторов отопления не соответствует заявленным в документации характеристикам и ГОСТ 31311-2005 «Приборы отопительные. Общие технические условия» (у каждого образца выявлено несколько несоответствий: по массе, герметичности и (или) статической прочности при испытании водой, либо в отношении показателей теплоотдачи).

С учетом наличия большого количества обращений граждан, значительного числа аварий отопительных систем и результатов испытаний радиаторов отопления, в целях обеспечения граждан качественными и безопасными отопительными приборами участники слушаний
по результатам состоявшегося обсуждения рекомендуют:

 

1. Общественной палате Российской Федерации:

- продолжить мониторинг качества предоставления населению Российской Федерации жилищно-коммунальных услуг в контексте анализа, обобщения и принятия мер реагирования в отношении информации
о ненадлежащем функционировании и авариях отопительных приборов и систем;

- рассмотреть вопрос о проведении совместно с Ассоциацией производителей радиаторов отопления «АПРО» акции по проверке достоверности заявленных потребительских свойств радиаторов отопления
в крупнейших точках их розничной продажи (строительных гипермаркетах, торговых центрах, магазинах сегмента DIY) с максимально широким привлечением для освещения этой акции представителей средств массовой информации.

 

2. Правительству Российской Федерации:

- поручить заинтересованным федеральным органам исполнительной власти подготовить предложения, реализация которых обеспечит введение эффективной системы обязательной сертификации радиаторов отопления и конвекторов отопительных, включая установление в их отношении единых и четких обязательных требований.

 

3. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

- инициировать включение отдельной позиции «Радиаторы отопления и конвекторы отопительные» в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982;

- совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой рассмотреть возможность предоставления отечественным производителям радиаторов отопления исключительного права на участие в осуществлении государственных и муниципальных закупок путем установления ограничения или запрета на закупки импортных радиаторов отопления при наличии предложения отечественных аналогов;

- оказать содействие в продвижении отечественного климатического оборудования при осуществлении закупок для нужд государственных корпораций, субъектов естественных монополий и других компаний
с государственным участием посредством включения радиаторов отопления в программы данных организаций по импортозамещению, включая проработку совместно с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом соответствующих директив Правительства Российской Федерации, а также директив, касающихся необходимости указания в документации о закупках радиаторов отопления требований
о необходимости соответствия радиаторов отопления требованиям ГОСТа 31311-2005 «Приборы отопительные. Общие технические условия»;

- проработать вопрос о необходимости усиления контроля
за соблюдением требований к подтверждению происхождения радиаторов отопления как товаров российского производства и контролю достоверности сертификатов происхождения, оформляемых и выдаваемых в отношении данной категории товаров.

 

4. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства:

- инициировать дополнение перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате обязательного применения которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521, ссылками на пункты 5.2 – 5.6, 5.10, 5.11 (радиаторы) и 5.13 и 5.14 (конвекторы), а также на подпункты 5.17.3, 5.17.4, 5.18.1, 5.18.2 (сопроводительная документация и маркировка отопительных приборов) раздела 5 стандарта ГОСТ 31311-2005 «Приборы отопительные. Общие технические условия» и пункты 6.1.11 и 6.1.12
раздела 6 свода правил «СП 60.13330.2012. Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003»;

- обеспечить установление в рамках Евразийского экономического союза (в проекте технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий») специальных обязательных требований к алюминиевым и биметаллическим радиаторам отопления (теплофизических, геометрических, весовых показателей), включая требования к минимально допустимой массе секции и минимальной толщине стенок, контактирующих с теплоносителем, требования к соотношению с ними показателей теплоотдачи и
к используемому для их изготовления сырью (материалам – алюминию и алюминиевым сплавам), а также рассмотреть вопрос о закреплении
в указанном проекте Технического регламента положения о проведении процедуры оценки (подтверждения) соответствия радиаторов отопления обязательным требованиям в форме сертификации;

- рассмотреть вопрос о необходимости актуализации (пересмотра) стандартов, касающихся радиаторов отопления и предусматривающих как технические условия их производства, так и методики проведения испытаний радиаторов отопления, в том числе в целях их гармонизации со стандартами Европейского союза и включая проработку с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии предложений
по включению соответствующих видов работ в планы (программы)
по стандартизации (в том числе с обсуждением на площадке Технического комитета (ТК) 465 «Строительство»).

 

5. Министерству экономического развития Российской Федерации:

- дополнить перечень товаров, в отношении которых при участии
в государственных и муниципальных закупках российской продукции предоставляются 15-процентные ценовые преимущества, предусмотренный пунктом 1 приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», позициями «Радиаторы центрального отопления и их секции из прочих металлов (25.21.11.130)» и «Конвекторы отопительные из прочих металлов (25.21.11.160)»;

- рассмотреть возможность предоставления отечественным производителям радиаторов отопления преференций при осуществлении закупок государственных корпораций, субъектов естественных монополий и организаций жилищно-коммунального комплекса.

 

6. Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

- при администрировании системы оценки рисков исходить
из приоритетности проведения плановых проверок объектов розничной реализации радиаторов отопления (строительных гипермакетов и рынков, торговых центров, магазинов категории DIY);

- в случае поступления от Ассоциации производителей радиаторов отопления «АПРО» обращений, содержащих информацию о конкретных фактах введения потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств радиаторов отопления (вес, теплоотдача, страна происхождения), организовать проведение выездных внеплановых проверок соответствующих объектов розничной реализации радиаторов отопления;

- рассмотреть возможность включения радиаторов отопления
в Перечень продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологическому и гигиеническому контролю, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299, в отношении которой осуществляется проведение контроля радиологическим и токсикологическим показателям безопасности, а также показателям эмиссии вредных веществ в воздух закрытых помещений;

- активизировать контроль и надзор за безопасностью радиаторов отопления в целях предотвращения случаев выпуска в обращение продукции, представляющей угрозу для жизни и здоровья людей, имущества и окружающей среды;

- активизировать работу по рассмотрению обращений о случаях введения потребителей в заблуждение в отношении потребительских свойств радиаторов отопления, в частности, их веса, показателей теплоотдачи и места нахождения изготовителя (включая страну происхождения);

- в случае поступления соответствующей информации от российских производителей радиаторов отопления провести проверку по факту наличия случаев содержания в радиаторах отопления, импортированных
из Китайской Народной Республики, соединений асбеста, ввоз и обращение которых запрещены в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.

 

7. Федеральной службе по аккредитации:

- в случае поступления от Ассоциации производителей радиаторов отопления «АПРО» обращений, содержащих информацию о конкретных фактах выдачи документов об оценке (подтверждении) соответствия
в отношении радиаторов отопления без фактического проведения
их лабораторных испытаний, организовать проведение внеплановых проверок в отношении соответствующих аккредитованных органов
по сертификации и испытательных лабораторий (центров);

- активизировать контроль и надзор за деятельностью органов
по сертификации и испытательных лабораторий (центров), осуществляющих выдачу документов об оценке (подтверждении) соответствия радиаторов отопления имеющимся стандартам в целях предотвращения в дальнейшем случаев выдачи сертификационных документов на радиаторы отопления без проведения необходимых испытаний и измерений.

- направить в Ассоциацию производителей радиаторов отопления «АПРО» информацию о количестве и технической оснащенности органов
по сертификации и испытательных лабораторий (центров), аккредитованных на осуществление оценки (подтверждения) соответствия радиаторов отопления имеющимся стандартам;

- проработать вопрос о целесообразности установления и возможной продолжительности переходного периода введения обязательной сертификации радиаторов отопления, необходимого для формирования и надлежащего технического оснащения лабораторной базы, а также для проведения работ по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров).

 

8. Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии:

- дополнить стандартом ГОСТ 31311-2005 «Приборы отопительные. Общие технические условия» Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Росстандарта от 30 марта 2015 г.
№ 365;

- дополнить Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (далее – ОКПД; ОК 034-2007 (КПЕС 2002), утвержденный приказом Ростехрегулирования от 22 ноября 2007 г. № 329-ст, позициями «28.22.11.150 – Радиаторы центрального отопления и их секции из прочих металлов» и «28.22.11.160 – Конвекторы отопительные из прочих металлов» (предусмотренными новой редакцией ОКПД (утверждена приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст), вступающей в силу
с 1 января 2017 года);

- принять меры по дополнению перечней стандартов к проекту технического регламента Евразийского экономического союза
«О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» стандартами, непосредственно касающимися радиаторов отопления как строительных изделий;

- принять меры по осуществлению развития стандартизации в сфере радиаторов отопления в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», вступающим в силу с 1 июля 2016 года, путем формирования базы стандартов, обеспечивающих высокие требования к качеству и безопасности радиаторов отопления, а также необходимые методы испытаний и измерений;

- совместно с Федеральной службой по аккредитации рассмотреть вопрос о подготовке стандарта, предусматривающего требования к порядку проведения процедуры сертификации радиаторов отопления.

 

9. Федеральной таможенной службе:

- рассмотреть вопрос о направлении территориальным таможенным органам циркулярного письма о необходимости активизации контроля таможенной стоимости алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления, ввозимых из Китайской Народной Республики, в целях профилактики и пресечения случаев ввоза радиаторов отопления
с занижением их таможенной стоимости;

- привлекать к участию в рассмотрении дел в судах о корректировке таможенной стоимости ввозимых радиаторов отопления Ассоциацию производителей радиаторов отопления «АПРО» в качестве лица,
не заявляющего самостоятельных требований в отношении предмета спора.